Рос. мова

Учитель Квасенко Мария Николаевна
kram.osh35@gmail.com
Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с русск. яз. обучения/ Е.П. Голобородько, Л.В. Вознюк, Н.Н.Вениг, Т.А. Кузьмич. - Х.: "Основа", 2008

Тема 1
Повторение. Лексикология. Фразеология
&1(повторить части речи с.10-12)
Упр. 10,25,28
&3 упр. 30,36
&4 упр. 48
&5 упр. 53,54
1.10.2015 Контрольный диктант
(переписать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания)
Гроза
     Помню застигнувшую нас в д..роге грозу.
    Я с..дел с матер..ю в деревя..ом сарае под соломе..ой крыш..й. В открытых  мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Т..ропливо кр..стилась мать  крепко пр..жимая меня к груди. Я пр..­слушивался к шуму дождя  к тяжким раскатам грома  к разд..равшему слух треску ударов, к бе..покойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.
    Поднявшись  мы увид..ли в воротах алмазную сетку дождя  а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радос..ное летнее со..нце.
  Отец запряг лоснившихся от дождя  напуга..ых гро­зой лошадей нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаже..ая берёзами  омытая дождём дорога. Многоцветная радуга в..села над лугом   яркое солнце бл..стело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом  глядел на бл..­стевшую лужами  изв..вающуюся впереди дорогу  на ухо­дившую темную  освещё..ую солнцем и всё ещё грозную тучу  на столб белого дыма  поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

Тема 2
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение
&6 (с.34-35 выучить определения) Упр.64,68
&7 проработать, Упр.74(подчеркнуть грамматические основы в выписанных предложениях)
&8 проработать, Упр.81, упр.84(устно)
2.11.2015. Тематическая контрольная работа №1
Тесты с.46-47 (вопросы 1,2,4,5,8,9,10,12,12,15,16,17
Двусоставное простое предложение
&9 с.53(табличку выучить), упр.96
&10 проработать, с.58 ознакомиться с таблицей, упр.100
&11 с.59-60 выучить, упр.103
с. 62-63 выучить правило, упр. 109
Контрольная работа 8 класс
по теме «Двусоставные предложения»
1 вариант
1)Выполните синтаксический разбор предложения:
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. (Арсеньев В.)
2)Поставьте, где нужно, пропущенное тире:
        
Берёза это лиственное дерево.
Шестью восемь сорок восемь.
Лес как терем расписной.
Она учительница.
Книга источник знаний.
3) Подчеркните сказуемое и укажите его вид  (простое глагольное сказуемое, составное именное сказуемое, составное глагольное сказуемое):
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины. (Арсеньев В.)
Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома.(Гранин Д.)
Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (Есенин С.)
Профессор был заметно взволнован. (Вересаев В.)
Контрольная работа
по теме "Односоставные предложения" для 8 класса
Вариант 1
1. Выберите односоставное предложение.
A) Без тебя, вероятно, я бы погиб.
B) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
C) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.
D) Это может сделать только искусство.
E) Тихая, звездная ночь.
2. Выберите двусоставное предложение.
A) Стало холодно.
B) Туристы разожгли костер.
C) Вставай утром пораньше.
D) Свежо, весело, любо.
E) Далеко видно кругом.
3. Определите вид предложения. Искусство – зеркало жизни.
A) односоставное назывное,
B) односоставное определенно – личное,
C) односоставное безличное,
D) двусоставное,
E) односоставное неопределенно – личное.
4. Определите вид предложения. Ему нездоровилось.
A) обобщенно – личное,
B) двусоставное,
C) безличное,
D) определенно – личное,
E) неопределенно – личное.
5. Найдите односоставное предложение.
A) Курить – здоровью вредить.
B) Не всякий за добро добром ответит.
C) Учить – ум точить.
D) Искусство – зеркало жизни.
E) На деньги ума не купишь.
6. Эти предложения чаще всего используется в пословицах и поговорках.
A) назывные предложения,
B) определенно – личные,
C) неполные предложения,
D) обобщенно – личные,
E) безличные предложения.
7. Выберите односоставное предложение.
A) Без тебя, вероятно, я бы погиб.
B) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
C) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.
D) Это может сделать только искусство.
E) Тихая, звездная ночь.
8. Укажите тип предложения. На деньги ума не купишь.
A) Обобщенно – личное предложение,
B) безличное предложение,
C) неопределенно – личное,
D) определенно – личное,
E) назывное.
9. Определите предложение, где главный член указывает на действие, которое относится к любому лицу или ко всем лицам.
A) назывное предложение,
B) безличное предложение,
C) обобщенно – личное предложение,
D) неопределенно – личное предложение,
E) определенно – личное предложение.
10. Назывное предложение – это ...
A) двусоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени;
B) односоставное предложение с главным членом – подлежащим;
C) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 1 лица настоящего и будущего времени;
D) двусоставное предложение со сказуемым в форме 2 лица настоящего и будущего времени;
E) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени.
11. Главный член в назывном предложении выражен:
A) глаголом в I лице настоящего и будущего времени;
B) глаголом в форме II лица множественного числа в настоящем и будущем времени;
C) глаголом в форме прошедшего времени множественного числа;
D) именем существительным;
E) глаголом в форме III лица настоящего и будущего времени.
12. Найдите назывное предложение.
A) Мне довелось написать много разных книг.
B) Стало жарко.
C) Думать о нем некогда.
D) Осенний парк.
E) Быть дождю.
13. Укажите тип предложений. Ночь. Вокруг тишина.
A) обобщенно – личное,
B) назывное,
C) определенно – личное,
D) неопределенно – личное,
E) безличное.
14. К односоставным именным предложениям относятся.
A) определенно – личные предложения,
B) неопределенно – личные предложения,
C) назывные предложения,
D) обобщенно – личные предложения,
E) безличные предложения.

2 семестр

Предложения с однородными членами
п. 21-25 проработать
упр.199,209,213,218 письменно
Проверочная работа по теме "Предложения с однородными членами" с.130 - 132(выполнить тесты)
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)
п. 26-29 проработать
упр. 226, 246 письменно
Контрольная работа

Предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями


Начальный уровень
1.Укажите неправильное утверждение.
А. Вводные слова на письме выделяются восклицательным знаком.
Б.Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и от­носятся к одному и тому же члену предложения.
2.Укажите предложение с однородными подлежащими.
А. Ветер стучал в окна, в крышу.                         
Б.  Река, роща и поле озарились утренним солнцем.
В.Химия позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов.
3.Укажите предложение, в котором между однородными  членами не нужно ставить запятую (знаки препинания опущены).
А Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.                               
Б.Ноги носят а руки кормят.
В. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдат на фронт.
Средний уровень
4. Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных  членах.
А. В мешке дорожном простые вещи — две майки, мыло, порошок.
Б.На бесчисленные реки и озера севера прилетают гнездиться миллионы птиц: уток, гусей, куликов.
В Всё было серо, и земля, и небо, и тощая трава.
                    Запишите свой пример предложения на это же правило
5.Укажите предложение с обращением.          
А. Наш город преобразился с наступлением весны.                            
Б.С добрым утром, милый город.
В.Мой город, насчитывающий два миллиона жителей, считается одним из самых больших в стране.
          Запишите свой пример предложения на это же правило
6.Укажите предложение с вводным словом.
А. Всё кажется сказочным в дремучем лесу.     
Б.Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах.
В. Мне показалось, что кто-то открыл дверь
         Запишите свой пример предложения на это же правило
Достаточный уровень
7.Продолжи предложения рядом однородных членов, подчеркни их как члены предложения                         
                 Занятия спортом могут научить и выносливости, и….., и …… ,,…..                                                 
8. Укажите предложение с обращениями.                                                                                                    
А.Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!                                                                                                                 
Б. Ребята рассказывали о летнем походе.                                                                                                                            
В.Тетя Надя, наша соседка, стояла на крыльце.                                                                                                    Составь и запиши предложение с обращением. Поставь обращение в начале предложения
9Укажите предложение с вводным словосочетанием. Поставьте необходимые знаки препинанияПерестрой предложение так, чтобы вводное словосочетание стояло в начале предложения
А.Всё может быть хорошо, если в это верить.
Б.Он при желании может быть добросовестным и исполнительным.
В.Павел может быть вернётся через несколько дней.

Высокий уровень .                                                                                                                                                  Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. На месте многоточий вставьте подходящие по смыслу вводные слова.
Ни дождь ни ветер ни холод ничто не могло остановить юных туристов. Дорога …… постоянно меняла уклон то поднималась вверх то опускалась. Ребятам ……. Приходилось сложно в любое время и утром и вечером и даже ночью. Но смелость умение дружить терпение лучшие …. Человеческие качества помогли им в походе
Контрольное аудирование
с.48-51 прочитать текст,ответить на вопросы теста с.51-52

Предложения с обособленными членами
п. 30-36 проработать
упр. 266, 277, 284, 295
Контрольная работа
                  «Обособленные члены предложения».
                  1 вариант
1. Определите, в каких предложениях есть причастный оборот:
   1) Ожил лес покрытый дымкой молодой зеленью.
   2) Дорога белела  освещённая месяцем.
   3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.
   4) Пустынный двор разрезанный оврагом зарос бурьяном из конца в конец.
  5) Пахучая ветка по-тепличному безжизненная склонилась на край стакана.
2. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:
  1) В небе ясно блестели небрежно насыпанные звёзды.
  2) Слепит глаза морозный жгучий день рассыпавший скрипучие сугробы.
  3) Зловещий вой пронзительный и наглый разрезал небо надвое.
  4) Заросшая просёлочная дорога жалась к реке.
  5) Весенней негой утомлён я впал в невольное забвенье.
3. Определите, в каких предложениях одиночное определение нужно обособить:
  1) Белые звёзды мигают в реке.
  2) Отставшие льдины стукались о борт корабля.
  3)  Звёзды ясные отражаются в реке.
  4) Плачет бедная без устали она.
  5) На кого вы меня старого покинули?
4.Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:
  1) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.
  2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.
  3) Дружбой  сильна  молодость  наша  борьбе  за  мир верна.
  4) Опытный и осторожный, Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям.
  5)Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.
5. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом И:
  1) В большой корзине кот сидел, подушками обложенный и подозрительно глядел на прут в руке Серёжиной.
  2) Он мельком вспомнил о матери и пронизанный горячим уколом боли, с усилием отогнал мысль о ней.
  3) Меня брало нетерпение скорее попасть к своим и я еле сдерживал шаг.
  4) Голова перестала  шуметь и холодной росой покрылся лоб.
  5) Тоня сбежала по сходням и смелым прыжком прыгнула прямо в толпу друзей.
6. Определите, в каких предложениях есть обособленное приложение:
  1) Старик  Зданевич  бывший преподаватель гимназии занимался французским языком с несколькими недорослями.
    2) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.
  3) В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный поэт Заболоцкий.
  4) Живёт у нас корабельный врач быстрый и строгий старик большой знаток музыки обладатель большой исторической библиотеки.
  5) Николай Николаевич больше всего любит щеглов разноцветных и нарядных птиц  похожих издали на порхающие цветы.
7.Выясните, в каких предложениях приложение выделяется при помощи дефиса:
  1) Этим летом поехал я в Тарусу – тихий городок на Оке.
  2) Живёт в нём слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт в душе.
  3) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела.
  4) Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц.
  5) Его клетки – это просто птичьи дворцы с мезонинами, антресолями и балкончиками.
8. Определите, в каких предложениях приложение присоединяется дефисом:
  1) В реке начали брать шелесперы серебряные и сильные рыбы.
  2) Под тёмно-зелёными  листьями водорослей плавали жуки плавунцы.
  3) Особенно была хороша сверкающая сверху донизу королева сосна.
  4) Был конец декабря самое грустное время в деревне.
  5) Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.
9.В каких предложениях нет пунктуационных ошибок:
  1) В 1961 году первый  человек  лётчик Гагарин облетел на космической ракете вокруг Земли.
  2) Учитель и писатель Дмитрий Гулиа – просветитель Абхазии - создал абхазскую письменность и открыл первый передвижной театр на арбах.
  3) Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже и подружился там с Пикассо.
  4) Старший из них, Миша, учился, с нами в одном классе.
  5) Он медлит с ответом, мечтатель- хохол.
10.Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова:
  1) Сосновый лес таинственно высок  темнеет над песчаною грядою.
  2) Гляжу в задумчивом покое на куст  склонённый над рекою.
  3) Трава  примятая ногой ласково шуршит.
  4) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви берёз.
  5) По реке несло желтоватую пену похожую на сбитый белок.
11. Определите, в каких предложениях союз  И связывает однородные члены:
  1) Хлопнул флаг и пополз вниз по мачте.
  2) Штурман заветную карту берёт и видит  синь океанов.
  3) Снова море в огне небывалом и на Балтике снова весна.
  4) Гаврик ловко развязал и поднял новый четырёхугольный парус.
  5) Играло радио и его голос разносился по степи.

Контрольное чтение молча
(прочитать текст, ответить на вопросы)
 Мой дом
Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
Это — бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол — западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей — рыжие, черные, серые и белые с подпалинами — берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой — он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарем из бани; коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.
Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.
Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.
В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки.
Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.
Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок. Он поет очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.
Светает. Я беру весла и иду к реке.
Цепной пес Дивный спит у калитки. Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.
Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив.
Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, зати- шливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.
(543 сл.)                                  (К. Паустовский)

Вопросы к тексту.
1. Чего заслуживает дом писателя в Мещере?
а)    Повествования;
б)   описания; 
в)    рассуждения.
2. Что делали коты, когда автор приходил с рыбалки?
а)   Брали дом в осаду; 
б)    окружали рыбака;
в)    забегали в дом.
3. Как коты пытались добыть рыбу из кукана?
а)    Влазили на дерево;
б)    влазили на частокол;
в)   поднимались на задние лапы, передними пытались зацепить кукан. 
4. Почему коты начинают бить друг друга по усатым мордам?
а)    Они не поделили добычу;
б)   от досады; 
в)    они агрессивны от природы.
5. С чем выходит хозяин из бани, услышав вопли котов?
а)    С палкой;
б)    с кнутом;
в)   с фонарем. 
6. Что вынуждает котов «просить пощады»?
а)   Они застряют в частоколе; 
б)    они не успевают доесть рыбу;
в)    они не хотят уходить от дома.
7. Куда смотрят синицы, поющие на ветке?
а)   На ломоть черного хлеба, лежащий на подоконнике; 
б)    на котов, которые ходят внизу;
в)    на хозяина домика.
8. Чем заросла старая беседка?
а)    Вьющейся розой;
б)    кустами малины;
в)   диким виноградом. 
9. Что занимает воробьев, заглядывающих в беседку?
а)    Блестящие предметы;
б)   часы; 
в)    очки.
10. Кто садится на раскрытую книгу?
а)    Сверчок;
б)    комар;
в)   ночная бабочка. 
11. Что или кто шуршит в саду?
а)    Ежи в листве;
б)   туман; 
в)    листья на ветру.
12. Как ощущает эту затерянность автор?
а)    Как покой;
б)    как радость;
в)   как счастье. 
13. К какому стилю относится текст?
а)    К публицистическому;
б)    научному;
в)   художественному. 

Тема 6
Способы передачи чужой речи

п.37-40 проработать
упр.307, 318, 332

Контрольное сочинение-рассуждение на тему :
"Роль книги в жизни человека"
"Природа и человек"
"Настоящая дружба"
Контрольная работа

Комментариев нет:

Отправить комментарий